Страница:
130 из 213
Когда собеседник, не обремененный религиозным саном или принципиальностью серьезного ученого, уловив предмет твоего интереса, начинает утвердительно говорить то, о чем бы ты хотел слышать, вначале мерещится, что твои предположения находят реальное подтверждение. Далее тебе кажется, что уж слишком легко все получается — что бы ты не предположил, все верно. А в конце ждет горькое разочарование и сожаление по поводу потерянного времени и средств. Но таков научный путь: никогда не обходится без ошибок, а перепроверки и тройной контроль являются постоянным атрибутом исследований. Самое главное — не включить малодостоверные сведения в логическую цепочку научных размышлений, иначе логика заведет в тупик или приведет к неверным выводам.
В подобных беседах, в отличие от разговоров со свами, ламами, гуру и крупными учеными, редко услышишь «может быть…», «не знаю…», «нет, это не так…». Ламы, свами и гуру слишком значимы в восточном мире, чтобы иметь соблазн в чем-то выделиться перед иноземным ученым и сказать в угоду ему что-нибудь сенсационное. Напротив, для них характерно отечески-ироничное отношение к европейскому научному интересу, перемешанное с уважительным любопытством. Восточно-религиозный тип образования воспитывает, видимо, в них глубочайшее уважение к древним религиозным знаниям, сохранять и развивать которые они, собственно, и призваны, и говорить отсебятину считается великим грехом. Любой лама, свами или гуру в случае, если он почему-либо неуверен в собственых познаниях, спокойно скажет: «Я этого не помню…» — и порекомендует другого религиозного деятеля, который, по его мнению, знает больше, чем он, в данной области.
|< Пред. 128 129 130 131 132 След. >|