Страница:
2 из 4
Печь была главным оберегом семьи внутри дома. Домовой - покровитель дома, его сакральный хозяин. Печной столб - "коник" у печи был священным местом в избе. Белорусы называли угловой столб печи "дедом" и в какой-то мере отождествляли его с домовым. Само слово "домовой" нередко заменялось словами "столбовой", "старый", "господар". Печной столб превращался в представителя предков-покровителей. Предки это свои, родные мертвецы, неизменно дружественные, деды, покровительствующие своим внукам и правнукам. В русских былинах печной столб упоминается как место, на котором сидит колдунья, произносящая заклятье. В русских и польских средневековых домах при раскопках находят маленькие деревянные идольчики. Эти схематичные деревянные фигурки бородатых мужчин в шапках справедливо можно считать изображениями домовых. Поясные фигуры бородатых домовых изготовлены из одного куска с подставками и, несомненно, предназначались для установки на неподвижной полочке. Возможно, их и ставили на угловых полочках в "красном углу", "красном куту" (кут - угол) специальном священном месте дома, где позднее помещали иконы. У гуцулов эта полочка - "божница" называлась очень характерно - "диды", т. е. предки, "домовые". Божница в красном куту была самым подходящим местом для такого древнего "кутного бога", "беса хороможителя" - домового. Деревянные домовые вполне соответствуют образу "дедушки домового". Это бородатые старички, вполне подходившие под обобщенное понятие предков дедов, пращуров.
|< Пред. 1 2 3 4 След. >|