Страница:
236 из 258
Мир насекомых наиболее близок человечеству по своей чудовищной организации и поставляет наибольшее число прискорбных для людей аналогий и параллелей. ' Так, и нынешнее положение человечества, нахождение его на перепутье небывало страшном и опасном — определенно напоминает стадию нового метаморфоза: непосредственный интервал «между гусеницей и бабочкой». Демографический же взрыв при таком сопоставлении ассоциируется со стадией имаго у «эудрузей человека» — этой, только насекомым присущей, взрывной формой размножения.
Муравейник можно определенно считать рассудочным, еще совсем недавно у ученых не было в этом никаких сомнений: мирмекологи всех стран объединились вокруг «тайны скрещенных антенн» (муравьиных усиков) — шли лихорадочные поиски языка общения с муравьями. Но в то же время, сам муравей ферментативно детерминирован. Эволюция общественных насекомых дошла до своего тупикового предела, остановившись миллионы лет тому назад на фиксированной рассудочности эусоциумов: роев, термитников, муравейников.
Выходом из этого тупика и явилось создание образования автономно рассудочных существ: раннего человечества, вплоть до «осевого времени» «исповедовавшего» чистую эусоциальность. Индивидуальный рассудок мог дать новый уровень по сравнению с детерминированными муравьями или пчелами. Таким образом, все племенные, государственные образования, структурированные объединения людей являются эусоциальными организмами.
|< Пред. 234 235 236 237 238 След. >|