Страница:
155 из 321
Во всяком случае, тут нет никакой ни вообще изолированной рефлективной функции, ни даже такой изолированности, которая как бы неотделима от самого мифа. В мифе нет вообще речи о рефлексии.
Миф не есть догмат потому, что догмат есть не только рефлектированный, но и абсолютизированный миф. Догмат возможен всегда только как оценка и ценность прежде всего. Это есть утвержденность вечных истин , противостоящих всякому вещественному, временному и историческому протеканию явлений. В противоположность этому, миф чисто фактичен и историчен . Догмат – абсолютизация исторических фактов личностного бытия. Миф же – историзация и просто история того или другого личного бытия, вне значимости его как бытия абсолютного и даже вне его субстанциальности.
2. Мифический историзм
Эти разграничения вносят большую детализацию в полученную нами формулу мифа как бытия личностного. А именно, энергийное или феноменальное становление личности, о котором мы только что недавно говорили, может быть теперь понято нами как становление историческое . Если идее противоположно становление и изменение, то абсолютизированной идее противоположна историзованная идея и догмату противоположна история . Религиозный догмат пытается утвердить исторические (как равно и не исторические) факты вне времени, вне протекания , хочет вырвать их из потока становления и противопоставить всему текучему.
|< Пред. 153 154 155 156 157 След. >|