Страница:
192 из 321
Принимая все это во внимание, я совершенно серьезно утверждаю, что «диалектики» – это православные материалисты, а «механисты» – это католические материалисты.
8. Мифология и догматика в учениях о
Я приведу еще ряд примеров, где для всякого непредубежденного взора очевидным оказывается превалирование мифа над логикой и следование не мифа за логикой, но логики за мифом, т.е. появление догмата.
I. субъекте и объекте,
I. Такова, прежде всего, – тоже «спорная» – антитеза субъекта и объекта . Общеизвестна бешеная злоба «субъективистов» против «объективистов» и «объективистов» против «субъективистов». Существуют целые школы и целые эпохи, с гордостью величающие себя то одним, то другим из этих наименований. Нечего уж говорить о Канте, Фихте и солипсистах. На наших глазах совершается крайне озлобленное нападение «объективистов» на «субъективистов». Так, в психологии разные «объективисты» напали на «субъективистов», поколотили их, выгнали из университетов и научных институтов и заняли их места. Во многих местах и при многих обстоятельствах о субъекте нельзя заикаться под страхом обвинения в бандитизме. Но рассудим спокойно, а главное – диалектически , что такое «субъект» и «объект» в их взаимоотношении.
Субъект – есть ли нечто или ничто? Субъект есть нечто . Существующее или несуществующее? Субъект есть нечто существующее . Можно ли его мыслить и воспринимать? Безусловно .
|< Пред. 190 191 192 193 194 След. >|