Диалектика мифа   ::   Лосев Алексей Федорович

Страница: 221 из 321

Исключений из своего наблюдения я почти не встречал ; были только сомнительные или неполные сведения, но настоящих исключений невспомню. Ну, и что же вы скажете? Не реальная история личности, не мифическая судьба личности? Будет вам.



3. Слой самосознания, или слова



Однако, в-третьих, исторический процесс завершается еще одним слоем.

Мало того, что история есть некое становление сознания или предмет какого-нибудь возможного или действительного сознания. История есть сама для себя и объект и субъект, предмет не какого-то иного сознания, но своего собственного сознания . История есть самосознание, становящееся, т.е. нарождающееся, зреющее и умирающее самосознание . Это диалектически необходимый слой исторического процесса. В истории мы ведь находим не просто мертвые факты и не просто кем-то со стороны познаваемые и понимаемые факты. История есть еще история и самосознающих фактов. Она есть творчество сознательно – выразительных фактов, где отдельные вещи входят в общий процесс именно выражением своего самосознания и сознательного существования. Но что такое творчески данное и активно выраженное самосознание? Это есть слово . В слове сознание достигает степени самосознания. В слове смысл выражается как орган самосознания и, следовательно, противопоставления себя всему иному. Слово есть не только понятая, но и понявшая себя саму природа, разумеваемая и разумевающая природа. Слово, значит, есть орган самоорганизации личности, форма исторического бытия личности. Вот почему только здесь исторический процесс достигает своей структурной зрелости.

|< Пред. 219 220 221 222 223 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]