Диалектика мифа   ::   Лосев Алексей Федорович

Страница: 228 из 321

Но тогда какое же? Пожалуй, если иметь в виду самого мифического субъекта, то, действительно, чудо переживается им как особое вмешательство. Но этого очень мало. Тут неясен самый принцип, по которому данное событие трактовано как особое; и неясно, что именно вмешивается. Чудо переживается совершенно специфически ; и простым указанием на «особое» тут ничего нельзя поделать, как и нашими предыдущими общими квалификациями «необычное», «странное» и т.д. Специфичность чуда должна быть выявлена как таковая.



b) чудо не есть нарушение «законов природы»



b) Другое воззрение гласит, что чудо есть нарушение законов природы и прорыв в общем течении механистической вселенной . Если угодно, это воззрение можно объединить с первым и трактовать его как уточнение первого. Тогда получится, что чудо есть акт вмешательства высших сил, нарушающий механистическое протекание явлений. Это решительно противоречит феноменологии чуда .

Во-первых, тут опять вносится точка зрения, чуждая самому мифическому сознанию. Именно, чудо есть нарушение законов природы, если к нему и к ним подходить с точки зрения механистической науки XVII-XIX вв . Такая условность, однако, не только не обязательна, но она в корне пресекает самую возможность существенного вскрытия понятия чуда.

|< Пред. 226 227 228 229 230 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]