Диалектика мифа   ::   Лосев Алексей Федорович

Страница: 304 из 321

Во-первых, если он так хорошо знает всемирную историю и ее смысл, то для чего ему «толкование Апокалипсиса» и самый Апокалипсис? А, во-вторых, поскольку он еще не знает, как будет идти история дальше, – на каком основании он будет подставлять под апокалиптические образы события из прошлого, если события из будущего, возможно, окажутся гораздо более подходящими? – Из всего этого (число аргументов может быть значительно увеличено) я делаю одно заключение: христианин не имеет права «толковать Апокалипсис» , не имеет права делать тут какие-нибудь общеобязательные выводы (подобно тому, как его почти не толковали и св. отцы).

Но тогда, значит, остается понимать его буквально? Да, совершенно верно. Христианин должен признавать, что звезды будут падать на землю, вода будет обращаться в кровь, саранча будет величиною с коня, и т.д. и т.д. Но простая буквальность опять-таки не есть ни христианская, ни религиозная, ни мистическая точка зрения. Буквальная картина – плоскостна, не имеет мифического рельефа, не овеяна пророческим трепетом, не уходит своими корнями в непознаваемую бездну и мглу судеб Божиих. Апокалиптические образы должны быть буквальны в символическом смысле, понимая под символом то понятие, которое мы раскрыли выше в гл. V. Но это значит, что апокалиптические образы должны потерять тот характер голого знания , который мы только что критиковали в отношении толкования Апокалипсиса. Они должны стать также и мистерией веры . Это значит, что, понимая их подлинный смысл, мы не знаем, как они будут осуществляться , но мы верим, что то, что осуществится, будет иметь буквально именно этот смысл, а не иной . Другими словами, судить о том, как должно исполниться пророчество, можно только по наступлении того события, которое предречено . Полностью о пророчестве можно судить, таким образом, только после его исполнения.

|< Пред. 302 303 304 305 306 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]