Страница:
48 из 321
Итак, выражение есть синтез и тождество внутреннего и внешнего, самотождественное различие внутреннего и внешнего . Аллегория есть бытие выразительное . Стало быть, аллегория также имеет нечто внутреннее и нечто внешнее; и спецификум аллегории можно найти, следовательно, только как один из видов взаимоотношения внутреннего и внешнего вообще.
2. Диалектика схемы, аллегории и символа
Какие же возможны вообще виды этого взаимоотношения? Их очень много. Но, следуя Шеллингу, можно указать три основных таких вида. При этом будем иметь в виду, что наши термины «внутреннее» и «внешнее» – очень общие термины и их можно заменить другими, более узкими и более специфичными с той или другой точки зрения. Так, говоря о «внешнем» как проявлении «внутреннего», мы замечаем, что всякое «внешнее» есть частный случай «внутреннего», что оно именно такое «внутреннее», которое проявилось вовне. Другими словами, более «внутреннее» есть и более общее , а более «внешнее» есть и более частное . Точно так же можно сказать, что более внутреннее есть более отвлеченное , а более «внешнее» есть более конкретное , или что более «внутреннее» есть более идеальное, смысловое , а более «внешнее» есть более реальное, образное . Таких квалификаций можно найти много. Но важна самая центральная и наиболее общая антитеза, лежащая в основе всех указанных частных антитез. Ею, как бы ее ни именовать, и займемся.
Во-первых, возможно такое выражение, в котором «внутреннее» будет перевешивать «внешнее» .
|< Пред. 46 47 48 49 50 След. >|