Диатриба, или рассуждение о свободе воли   ::   Роттердамский Эразм

Страница: 29 из 99



Нам пришлось несколько многословно повторить все это, чтобы недостаточно сведущий читатель легче понял дальнейший ход доказательства – потому что миряне мы и пишем для мирян. Поэтому мы вначале и привели место из книги Проповедника, в котором, кажется, он очень хорошо обрисовал происхождение и силу свободной воли. Теперь пройдем бегло по остальным свидетельствам Писаний. Мы это сделаем, но прежде напомним, что это место в издании Альда отличается от теперешнего латинского церковного текста. Ведь в греческом тексте не добавлены слова «тебя соблюдут». Во всяком случае, Августин – всякий раз, как он приводит это место, – не делает этого добавления, и я думаю, что – там написано вместо –.

Итак, подобно тому как бог в раю предложил избрать и смерть: «Если повинуетесь Моей заповеди – будете жить, если нет – умрете, бойтесь зла, изберите добро», так же Он сказал Каину в четвертой главе книги Бытия: «Почему ты гневаешься? Почему поникло лицо твое: Разве ты не поднимаешь его, когда делаешь добро: А если делаешь зло, разве не появляется тотчас у дверей твой грех? Но в твоей власти будет влечение к нему и ты будешь господствовать над ним». Он предлагает награду, если человек захочет забрать то, что благочестиво, предлагает наказание, если он предпочтет следовать противоположному. И показывает, что дурное движение души можно преодолеть, что грех отвратим. С этими местами совпадает то, что Господь говорит Моисею: «Я положил перед лицом твоим путь жизни и путь смерти. Избери, что есть добро, иди за ним».

|< Пред. 27 28 29 30 31 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]