Страница:
24 из 119
Тут Анахуань выступил как гегемон, ибо обе стороны заискивали перед ним.
Это был последний луч кровавой жужаньской славы.
Потомки волчицы. Знание родословных и специальное изучение их было издавна характерно для центральноазиатских народов [41] . При этом весьма любопытно, что многие из них называли своим родоначальником того или иного зверя. Так, тибетцы считали своими предками самца обезьяны и самку ракшаса (лесного духа), монголы — серого волка и лань, телесцы — тоже волка и дочь хуннского шаньюя, а тюрки — хуннского царевича и волчицу. Две последние легенды возникли очень давно, по-видимому еще в период обитания этих народов на южной окраине великой пустыни Гоби, так как мифология в некоторой степени корректируется фактами политической истории и этногенеза.
Среди племен, побежденных тобасцами при покорении ими северного Китая, находились «пятьсот семейств Ашина» [42] . Эти «пятьсот семейств» возникли «из смешения разных родов» [43] , обитавших в западной части Шэньси, отвоеванной в IV в. у китайцев хуннами и сяньбийцами [44] . Ашина подчинялись хуннскому князю Муганю, владевшему Хэси (область к западу от Ордоса, между излучиной Хуанхэ и Наньшанем). Когда в 439 г. тобасцы победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, то князь «Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаньцам и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывал железо для жужаньцев» [45] .
Текст повествует о происхождении не всего народа древних тюрок, а только их правящего клана.
|< Пред. 22 23 24 25 26 След. >|