Страница:
18 из 205
Представим себе автора литературного произведения илинарративного источника и того читателя, которому автор адресует свой труд, как простую систему односторонней информации. Иными словами, автор убеждает читателя в том. чего тот не знает или чему не верит, но может узнать или проверить при достаточно талантливом рассказе. Проходят годы, а иногда века. Автор и читатель умерли, но произведение осталось. Значит, сохранилась его направленность, благодаря чему мы можем сообразить, что читатель — современник, который держался иных взглядов, нежели автор, был либо переубежден и зачарован его талантом, либо остался при своем мнении. В любом случае это незаписанное мнение читателя восстанавливается с известной степенью точности. Последняя может быть повышена, если нам известны историческая обстановка и события, актуальные для изучаемой эпохи.
Так начнем с известного, с глобального окружения, что бы восполнить неясное и понять, почему роль гегемона в Восточной Европе перешла от Хазарии к Древней христианской Руси.
Но знает ли эти события читатель? И обязан ли он знать их в том плане и в тех ракурсах, которые нужны для решения поставленной задачи? И наконец, может ли он, даже будучи эрудитом, угадать, что имеет в виду автор, только упоминающий, а не описывающий какой-либо факт из истории раннего средневековья? Разумеется, нет! И поэтому автор обязан изложить свое понимание процессов, что легче всего сделать пользуясь испытанным способом наглядного хронологического повествования.
|< Пред. 16 17 18 19 20 След. >|