Страница:
47 из 205
бурно развивается феодализм, образуются классы, разделяются ремесло и земледелие за счет усовершенствовании техники, а в степях Евразии овцы поедают траву, псы охраняют овец, а пастухи ездят в гости друг к другу; единственное орудие производства — кнут, но совершенствовать его незачем.
Однако и в Евразии возникают города, правда только на берегах рек, потому что в голой степи и ныне люди не живут оседло. Археологические культуры здесь сменяют одна другую, этносы возникают и исчезают. Короче говоря, жизнь идет, хотя формация остается той же — первобытнообщинной в стадии военной демократии. Как это понять?
Как попытка объяснения направления процесса в последние годы получил распространение и был принят без критики и проверки постулат: развитие культур и народов степной и лесной зон Евразии шло «от кочевий к городам», и прослеживается этот путь археологией, причем археологическая культура отождествляется с этносом «« См.:Плетнева С. А. От кочевий к городам. М. ,1967 »». Согласно этому принципу прогрессивной эволюции, археологическая салтово-маяцкая культура свойственна единому болгаро-хазарскому этносу, переходившему от кочевого скотоводства к оседлому земледелию вследствие обеднения одних людей и закабаления их другими, предоставлявшими им ссуды для обзаведения хозяйством, после чего бедняки попадали в экономическую зависимость от богатеев «« См.: Артамонов М.И.,. Плетнев С.А. Еще раз о степной культуре Евразии // Народы Азии и Африки. 1970. № 3. С. 92 .»»
В этой умозрительной концепции четко описано первоначальное накопление капитала при становлении аграрного капитализма. Назвать такой процесс «элементами феодальных отношений» нет никаких оснований.
|< Пред. 45 46 47 48 49 След. >|