Другая история Московского царства   ::   Калюжный Дмитрий Витальевич

Страница: 127 из 139

Суть в том, что в более тёплых, нежели Владимирщина, местах делами управляли бояре, собираясь на своё вече. Князья – как мы видим на примере борьбы Юрия Долгорукого с собственным племянником, воевали за право быть представленными на выборах. Это была, с позволения сказать, ярмарка претендентов. Затем следовало утверждение князя боярством, и боярство же могло его свергнуть и позвать кого-то другого.

В итоге князь не был самовластен в своей деятельности, а простой народ так и вовсе прав не имел.

Иная ситуация складывалась на северо-востоке. Здесь до поры бояре тоже выбирали князя, но дальше он не оглядывался на боярство, зато мог прямо апеллировать к народу. Тут княжеская структура постепенно приобретала преимущество перед боярской. И вот, Андрей Боголюбский отказался бороться за Киев для себя, – он отдал его брату, а сам предпочёл Владимир. Добавим, что в дальнейшем и в этих землях демократическое волеизъявление имело место, – но выборы лишь поначалу были боярскими, а с переходом власти к Москве исключительно сословными.

1171. – После смерти Глеба Андрей Боголюбский отдаёт киевский престол смоленским Ростиславичам.

В XII веке происходит 1-й фазовый переход в развитии единой динамической системы: на громадной территории существует три Руси, и соответственно три возможных центра для единого государства, а именно: Великий Новгород, Киев (ещё не вошедший в состав Великого княжества Литовского), и Владимиро-Суздальское княжество. Каждая «Русь» имеет административную целостность.

|< Пред. 125 126 127 128 129 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]