Страница:
3 из 153
Чем ближе к нему приближается новичок, тем расплывчатее становится для него этот неуловимый образ» [3] ; «через 74 года после российской революции и 43 года после возрождения государства Израиль попытка определения еврея – почти головоломная задача» [4] .
Однако она никогда не была сложна для евреев религиозных. Определение ортодоксальных раввинов: «Еврей – это тот, кто рождён от матери-еврейки или обращён в еврейство согласно Галахе» [5] . (Галаха – религиозная регламентация жизни евреев: «совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и в более поздней раввинистической литературе» [6] .)
« Что нам давало и сейчас даёт силу жить и в чём значение этой жизни? И то и другое лежит в области религии » [7] . – Артур Кестлер писал: « Отличительной чертой еврея… является не его принадлежность к той или иной расе, культуре или языку, а религия » [8] . – Да и сегодня в израильском журнале: «Еврейская национальная полнота возможна только в религиозном образе жизни» [9] .
Но уже и в античном мире можно было наблюдать не столько религиозный, сколько национальный импульс к общности. С.Я. Лурье приводит пример «эссенян». То была «еврейская секта, видевшая спасение не в национальном, а в индивидуальном самоусовершенствовании. Эссеняне были "слугами мира"», и местные властители, уважая их взгляды, не привлекали их к военной службе.
|< Пред. 1 2 3 4 5 След. >|