Еретики, или люди, опередившие время :: Автор неизвестен
Страница:
25 из 114
Таким образом, в еретичестве обвиняли друг друга обе спорящие и борющиеся стороны.
Итак, стригольники напрочь порывают с официальной церковной организацией и объявляют себя «обществом верных», соблюдающих заповеди Божьи. На этом этапе церковная власть начинает применять к ним не только увещевания, но и гонения. Митрополит Фотий благословляет, пока еще задним числом, казни еретиков в Новгороде. Однако позже он призывает: «Толико не смертными, но внешними казньми и заточеньми». Его завет, или, вернее, совет, так и остался невыполненным. Гораздо далее Фотия в своей нетерпимости к еретикам пошел епископ Стефан Пермский. Являясь убежденным сторонником стяжания, он не мог не обрушить всю свою ненависть на сии «тати и разбойницы», как он называл стригольников. Стефан строго осуждает и тех «безумниих», кто с сочувствием слушает еретиков, привлеченных их бескорыстием, открытостью и простотой. Он же в гневе от того, что стригольники, а не его сторонники, идут с проповедью «на распутия и на ширины градные», т.е. говорят с народом повсюду, «высятся словесы книжными», иначе — премудростью книжною. Честная жизнь этих людей не вызывает сомнений даже у Стефана:
«Аще бо бы не чисто житье их видели люди, то кто бе веровал ереси их?»
Во многих местах люди изгоняли «учителей–пьяниц, которые ядят и пьют с пьяницами и взимают с них злато, серебро и порты от живых и мертвых», а на их место ставили «простцов», т. е. простых мирян. «Мужики озорные на крылосе поют и паремью и апостола на амвоне чтут да еще в алтарь ходят».
|< Пред. 23 24 25 26 27 След. >|