Еретики, или люди, опередившие время :: Автор неизвестен
Страница:
99 из 114
Все указанные характеристики вообще были присущи русскому книжнику, в самой сути своей — начетнику, и усугублялись предвзятым отношением этих авторов к новгородско–московским еретикам.
Во–вторых, никогда не следует забывать, что те источники, из которых мы узнаем, как нам кажется, об антитринитаризме характеризумых нами еретиков, — это чисто полемические сочинения, написанные в период наиболее бурной борьбы с еретиками. Борьба же, как мы могли видеть выше, носила не только (а может быть, и не столько) идейный, но и политический характер. И в особенности это касается методов борьбы — в политике, как известно, все методы бывают хороши.
Далее, критический разбор многих обвинений показывает, что на самом деле они были необоснованными или первоначально адресовались совершенно иной группе людей.
Наконец, разбор сочинений самих жидовствующих совершенно разубеждает нас в жидовстве их авторов.
Таким образом, автор считает, что общепринятая точка зрения о том, что новгородско–московские еретики были антитринитариями, неверна, она отражает всего лишь традиционное понимание вопроса и не строится на критическом анализе источников. Обращаясь ко времени апостольской проповеди, мы видим, что отдельные личности, считающие себя христианами, уже тогда отвергали Божественность Иисуса Христа. Однако это никоим образом не бросает тени на чистоту евангельского вероучения. Точно так же и в случае с новгородско–московскими еретиками мы не исключаем, что могли быть люди, которые превратно воспринимали это учение и по каким–либо причинам склонялись к арианству.
|< Пред. 97 98 99 100 101 След. >|