Европейский фашизм в сравнении: 1922-1982   ::   Випперман Вольфганг

Страница: 306 из 317

Вызывает сомнение и сама попытка объяснить сущность и функцию фашизма исключительно его идеологией (как это, впрочем, сделал уже Эрнст Нольте). Наконец, проблематично определение «идеального» типа фашизма, имеющего, подобно уже упомянутым «идеально-типическим» теориям тоталитаризма, статический характер, вследствие чего не поддаются учету разновидности и различия отдельных фашистских движений на их разнообразных стадиях развития, начиная с сектантских групп до массовых партий и стоящего у власти фашизма.

Поэтому я по-прежнему считаю, что надо исходить из реального типа итальянского фашизма и сначала «написать его историю» [263] , а затем уже, с помощью сравнения, выяснить, какие движения и режимы совпадают «во всех важных элементах» с задающим имя и стиль итальянским «нормальным» фашизмом [264] . Так я поступал в этой книге, и читатель может судить, успешен ли такой подход. Во всяком случае, он заслуживает обсуждения, и потому, как я полагаю, эта книга не устарела, хотя после ее выхода и появились важные работы по истории отдельных фашистских движений [265] . Это относится и к истории фашизма в Италии [266] и Германии [267] , и к движениям и режимам, рассматриваемым как фашистские – в Австрии [268] , Венгрии [269] , Румынии [270] , Хорватии [271] , Испании [272] , Франции [273] , Англии [274] , Финляндии [275] , Бельгии [276] , Голландии [277] , Дании [278] , Швеции [279] , Швейцарии [280] , Норвегии [281] , Словакии [282] , Польше [283] и Португалии [284] .

Особенно нуждается в дополнениях последняя глава книги – о неофашистских движениях и режимах.

|< Пред. 304 305 306 307 308 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]