Философия (Учебное пособие)   ::   Кохановский Валерий Павлович

Страница: 62 из 155

Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира и стремлению к "нирване". Таким образом, Шопенгауэр приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его попыток познать не только законы общества, н и самой возможности познать мир (поскольку у воли "разлитой" в мире, нет законов). Он приходит к отрица

45

нию морального прогресса и возможности построения счастливого и разумного государства. Эти идеи Шопенгауэра получили развитие в философии XIX-XX вв., особенно в экзистенциализме и философии жизни.

Фридрих Ницше (1844-1900) считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационалистический взгляд на мир, который он понимал как вечное становление, вечный поток, где все возвращается "на круги своя". Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяегся во времени с незначительными вариациями. Мир - это жизнь. Другого мира нет. В мире действует слепая воля, но "воля к жизни" на человеческом уровне проявляется как "воля к власти". Последняя является основой самоутверждения в формах искусства, морали, религии и науки, движущей причиной человеческой культуры. Человек воплощает в себе "волю к власти". Он выделяется из мира животных, создавая мораль, религию, стремясь к истине, но в этом кроется величайшая ошибка. Истины нет. Познание всегда не более чем истолкование фактов, которые можно толковать как вздумается. Человек "истолковывает" мир, в котором он живет, создавая свой "маленький мир". Этот мир иллюзии, где проявляется воля человека к власти.

|< Пред. 60 61 62 63 64 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]