Философия истории   ::   Ивин Александр

Страница: 168 из 196



97

Сходство форм коллективизма, принадлежащих разным эпохам, не должно быть поводом для такого упрощения реальной истории, когда все они истолковываются как предварительные наброски современной, индустриальной формы коллективизма (социализма), с которыми современный коллективизм связан внутренним родством и из которых он едва ли не вырос. В таком случае пришлось бы говорить о "хилиастическом социализме", "государственном социализме империи инков или Древнего Египта" и т.п. [1] Это было бы модернизацией истории, явным опрокидыванием современности в прошлое. Формы коллективизма разных эпох не переходят друг в друга. Последующая форма коллективизма не признает никакого родства с предшествующей его формой, ничему у нее не учится и даже, более того, относится к ней враждебно.

Упрощающей модернизацией является и представление современного индивидуализма как наследника и продолжателя древнегреческого индивидуализма [2]. Максимум, о чем здесь можно говорить, - это осознание, причем довольно позднее, современным индивидуализмом определенной идейной близости с древнегреческим индивидуализмом.

Идея, что социализм столь же стар, как и само человечество, сложилась в XIX в. и сразу же завоевала большую популярность. "Социализм появился не сегодня, - писал в конце XX в. Г. Лебон. - По излюбленному выражению историков древности, можно сказать, что начало появления социализма теряется в глубине веков.

|< Пред. 166 167 168 169 170 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]