Философия истории   ::   Ивин Александр

Страница: 17 из 196



Трудно понять, что подразумевает Хабермас под теорией общественнойэволюции, говорящей о самоосвобождении человечества и противопоставляемой философии истории. Скорее всего, имеется в виду то, что на смену старым философско-историческим теориям, объясняющим развитие каким-то одним фактором (подобным экономическому детерминизму Маркса), должна прийти теория, принимающая во внимание многие факторы. Такая теория должны была бы учитывать, в частности, развитие производительных сил, управления, интеграции и даже изменение мировоззрений. Нужно, однако, заметить, что теории, учитывающие не один, а многие факторы, оказывающие воздействие на историческое развитие, давно существуют, и, что характерно, существуют в рамках философии истории, а не вне ее. Надежда на создание теории общественной эволюции, не являющейся философской и не вызывающей, подобно всем философским концепциям, ожесточенных споров, является иллюзорной.

Идея включить в число общих проблем философии истории и проблему своеобразия исторического познания может показаться приемлемой только на первый взгляд. Во-первых, если пойти по этому пути, придется для каждой из многочисленных социальных и гуманитарных наук создавать свою собственную "теорию познания", изучающую эпистемологическое своеобразие конкретной науки. Нужны будут "теория экономического познания", "теория социологического познания", "теория психологического познания" и т.п. Но таких теорий нет и очевидно, что их никогда не будет.

|< Пред. 15 16 17 18 19 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]