Философия истории   ::   Ивин Александр

Страница: 187 из 196

"Выдвижение той мысли, что разум господствует в мире, - пишет Гегель, - находится в связи с ее дальнейшим применением, которое нам хорошо известно, а именно в форме той религиозной истины, что мир не предоставлен случаю и внешним случайным причинам, но управляется провидением" [3]. Ход и развитие мировой истории раскрываются, но Гегелю, как "разумный прогресс в сознании свободы", как поступательное движение ко все более содержательным и высоким ступеням духа и его свободы. Знающая саму себя свобода способна самостоятельно стать действительным миром свободы.

1 Комингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. С. 52-53.

2 Левит К. О смысле истории // Философия истории. Антология. С. 266.

3 Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений. М., 1935. Т. VIII. С. 13.

Объективный смысл придается истории и историческим материализмом Маркса. История, по Марксу, имеет определенную цель и тем самым смысл: целью является будущее "царство свободы", для достижения которого необходимо уничтожение частной собственности и создание бесклассового общества. А. Тойнби, отрицательно относящийся к учению Маркса, в особенности к "Манифесту Коммунистической партии", сближает понимание Марксом смысла истории с религиозным истолкованием этого смысла: "Определенно иудейский... дух марксизма - это апокалиптическое видение безудержной революции, которая неизбежна, поскольку предписана самим Богом и которая должна изменить нынешние роли пролетариата и правящего меньшинства до полной их перестановки, которая должна возвести избранных людей в

108

единой связке с нижайшего до высочайшего положения в царстве этого мира.

|< Пред. 185 186 187 188 189 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]