Философия истории   ::   Ивин Александр

Страница: 194 из 196

В частности, идеалы коммунизма совершенно иные: не абстрактная гуманизация человека, а создание, возможно с применением насилия, нового человека, способного быть винтиком в машине коммунистического общества; не правовое государство, а государство, принуждающее двигаться к коммунисти

1 Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2. С. 172.

2 Там же.

3 Там же. С. 172-173

4 Там же. С. 173-174.

111

ческим целям; не индивидуальная свобода, а освобождение человека, и в первую очередь освобождение его от эксплуатации, порождаемой частной собственностью; величие человека, но определяемое лишь его активным участием в создании нового, совершенного общества; творчество духа, но ограниченное рамками построения такого общества, и т.д. Тем более коммунизм не ставит задачи открытия божественного в человеке. Что касается национал-социализма, то для него вообще не существует "просто человека", лишенного национальной и расовой характеристики. Национал-социализм выдвигает одни идеалы для представителей избранной, призванной господствовать расы, и совсем другие задачи ставит перед людьми других рас, предназначение которых - быть рабами и обслуживать господ. В национал-социалистической доктрине вообще нет таких понятий, как "гуманизация человека", "правовое государство", "индивидуальная свобода" и т.п.

Нужно отметить, что сам Ясперс осознает двусмысленность выдвигаемого им идеала свободы. "Во всех противоречивых стремлениях нашего времени, - пишет он, - есть как будто одно требование, которое объединяет всех.

|< Пред. 192 193 194 195 196 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]