Философия истории   ::   Ивин Александр

Страница: 9 из 196

"Поразительно, что от нас может уйти настоящее, - пишет он, - что мы можем потерять действительность из-за того, что мы живем как бы где-то в ином месте, живем фантастической жизнью, в истории, и сторонимся полноты настоящего. Однако неправомерно и господство настоящего момента, неправомерна жизнь данным мгновением без воспоминания и будущего. Ибо такая жизнь означает утрату человеческих возможностей во все более пустом "теперь", где уже ничего не сохранилось от полноты того "теперь", которое уходит своими корнями в вечно настоящее" [1]. Загадка наполненного "теперь" никогда не будет разрешена, полагает Ясперс, историческое сознание способно только углублять се. "Глубина этого "теперь" открывается только вместе с прошлым и будущим, с воспоминанием и идеей, на которую я ориентируюсь в моей жизни. Тогда вечное настоящее становится для меня достоверным в его историческом образе, в вере, принявшей историческое обличье" [2].

1 Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып. 2 М., 1991. С. 193.

2 Там же.

Можно сказать, что потеря настоящего более опасна для исторического, чем для философского исследования. Историк сознательно избирает установку не артикулировать свое понимание того времени и той культуры, в рамках которых он говорит о прошлом. Что касается будущего, также, наряду с прошлым, определяющего смысл настоящего, то историк вообще не размышляет о нем. В этих условиях прошлое может оказаться существующим само по себе, вне всякой связи времен.

|< Пред. 7 8 9 10 11 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]