Страница:
19 из 99
Богословские системы носят на себе роковую печать объективно-предметной, натуралистической метафизики, они предполагают наивный реализм натуралистического миросозерцания, для которого Бог есть предмет, объективная реальность, в ряду других реальностей природы. Так Бог познается в категориях природы, а не в категориях духа, реальность Бога признается реальностью слишком подобной материальным субстанциям. Но Бог есть дух. Дух же есть активность. Дух есть свобода. Природа духа противоположна пассивности и необходимости. Поэтому дух не может быть субстанцией. Аристотелевско-томистская концепция Бога, как чистого акта, как раз и лишает Бога внутренней активной жизни и превращает его в застывший предмет. В Боге нет потенции, т. е. нет источника движения и жизни. И сколько бы томизм ни утверждал различие между "естественным" и "сверхъестественным", он находится во власти натуралистической метафизики Божества. "Сверхъестественное" есть то же "естественное", но только выше стоящее и большего размера. Слово "сверхъестественное" ничего положительного не дает, в нем большая часть совпадает со словом "естественное" и лишь меньшая часть обозначена ничего положительного не определяющим "сверх".
Напрасно философы думают, что возможна совершенно автономная философия, философия, независимая от религиозной жизни, свободная от всякой связи с "жизнью". Пустая гордыня, которая всегда терпит имманентную кару. Освобождаясь от подчинения религии, философия претерпевает самое рабское подчинение науке.
|< Пред. 17 18 19 20 21 След. >|