Страница:
21 из 288
При этом в некоторых случаях говорится не толькочто возникает "вот это", но и "из вот этого", например из необразованного образованный, однако так говорится не во всех случаях: не "из человека стал образованный", а "человек стал образованным". Из становящегося, которое мы называем простым, одно становится так, что оно остается таким же, другое не остается: именно, человек, став образованным, остается человеком и существует, а необразованное и невежественное не остается ни просто, ни в сочетании.
После этих различений, если взглянуть на все случаи возникновения с нашей точки зрения, то из них можно будет уяснить, что в основе всегда должно лежать нечто становящееся и оно если даже числом едино, то по виду не едино (выражения "по виду" и "по определению" я употребляю в одном смысле); ведь не одно и то же быть человеком и быть невеждой. И одно из них остается, другое не остается; именно то, чему нет противолежащего, остается (человек остается), а необразованное и невежественное не остается, так же как не остается сложное, [состоящее] из обоих, например невежественный человек. Выражение же "возникает из чего-нибудь", а не "становится чем-нибудь" применяется скорее к тому, что не остается, например из невежды возникает образованный, а из человека нет. Впрочем, и по отношению к остающемуся говорится иногда так же: мы говорим "из меди возникает статуя", а не "медь становится статуей".
|< Пред. 19 20 21 22 23 След. >|