Страница:
280 из 288
И начала понимаются во временном смысле (архе). То, что существует по природе, имеет в себе самом начало движения и изменения. Не по природе существуют вещи, сделанные человеком. Человек рождается от человека, но не стул от стула. Согласно с природой ведет себя, например, огонь, устремляющийся вверх. Смысл этого понятия проясняется и выражением "природа чего-то".
Далее рассматриваются причины, каковы они и сколько их. Всего причин четыре: материальная -- "то, из чего", например, медь -- причина статуи; формальная -- "что такое" (или сущность), производящая -- источник изменения; и целевая -- "то, ради чего". Это число соответствует четырем возможным ответам на вопрос "почему". В физическом мире Аристотеля возможны случайные и самопроизвольные (спонтанные) явления. Любопытен критерий случайности -- она бывает у тех существ, которым присуще счастье. Речь идет о свободе выбора, стало быть, о человеке. Самопроизвольность же свойственна более широкому классу объектов.
Вообще, понятие "природа" имеет в физике Аристотеля фундаментальное значение. Из него следуют все другие понятия, и этим определяется структура "Физики". Природа -- начало движения и изменения. Стало быть, после того, как смысл этого понятия установлен, естественно перейти к анализу движения и изменения.
Книга третья. Начинается она с вопроса о движении. Утверждается, что, не зная движения, мы не можем знать природы.
|< Пред. 278 279 280 281 282 След. >|