Страница:
38 из 288
"радичего"; например, [причина] прогулки -- здоровье. Почему он гуляет? Мы скажем: "чтобы быть здоровым" -- и, сказав так, полагаем, что указали причину. И все, что возникает в промежутке на пути к цели, когда движение вызвано чем-нибудь иным, например [на пути] к здоровью -- лечение похуданием, очищение [желудка], лекарства, [врачебные] инструменты,-- все это существует ради цели и отличается друг от друга тем, что одно есть действия, а другое -орудия.
Итак, [слово] "причина" употребляется приблизительно в стольких значениях. Вследствие такой многозначности может случиться, что одно и то же имеет несколько причин, и притом (отнюдь] не по случайному совпадению; например, причинами статуи [окажутся] искусство ваяния и медь -- и это не по отношению к чему-нибудь разному, а поскольку она статуя; только [причины эти] разного рода: одна как материя, другая же "откуда движение". Иногда [две вещи] могут быть причинами друг друга; например, труд -- причина хорошего самочувствия, а оно -- причина труда, но только не одинаковым образом, а в одном случае -- как цель, в другом же -- как начало движения. Далее, одно и то же бывает причиной противоположных [событий], а именно: то, присутствие чего есть причина определенного события, мы иногда считаем причиной противоположного, когда оно отсутствует; например, причиной крушения судна -- отсутствие кормчего, присутствие которого [ранее] было причиной его сохранности.
|< Пред. 36 37 38 39 40 След. >|