Страница:
43 из 288
В особенности достойно удивления следующее: они говорят, что животные и растения не существуют и не возникают случайно,а что причина их -- или природа, или разум, или что-нибудь другое подобное (ибо из семени каждого [живого существа] возникает не что придется, а из этого, вот, -- маслина, из этого же -- человек), а Небо и наиболее божественные из вещей, открытых нашему взору, возникают самопроизвольно, без всякой причины, подобной той, которая имеется у животных и растений. Если, однако, дело обстоит таким образом, то это само по себе заслуживает внимания и хорошо будет сказать несколько слов по этому поводу. Помимо того, что и по другим соображениям такое утверждение представляется нелепым, еще более нелепо говорить это, видя, что в Небе ничто не возникает самопроизвольно, а в том, что происходит [будто бы] не случайно, многое происходит случайно. Однако, вероятно, все совершается противоположным образом.
Есть и такие [люди], которым случай кажется причиной, только неясной для человеческого разумения, будучи чем-то божественным и сверхъестественным.
Итак, следует рассмотреть, что такое случай и самопроизвольность, тождественны они или различны и каким образом они подпадают под определенные нами ранее причины.
ГЛАВА ПЯТАЯ
Прежде всего, так как мы видим, что одни [события] происходят всегда одинаковым образом, а другие -- по большей части, то, очевидно, что ни для тех, ни для других причиной нельзя считать случай или случайное -- ни для того, что [совершается] по необходимости и всегда, ни для того, что [происходит лишь] по большей части.
|< Пред. 41 42 43 44 45 След. >|