Страница:
5 из 288
(Возникает сомнение относительночасти и целого -- может быть, по отношению к настоящему рассуждению, а само себе, -- будут ли часть и целое единым или многим и в каком отношении единым или многим, и если многим, в каком отношении многим; то же и относительно частей, не связанных непрерывно; и далее, будет ли каждая часть, как неделимая, образовывать с целым единое так же, как части сами с собой?) Но если [брать единое] как неделимое, оно не будет ни количеством, ни качеством и сущее не будет ни бесконечным, как утверждает Мелисс, ни конечным, как говорит Парменид, ибо неделима граница, а не ограниченное. Если же все существующее едино по определению, как, например, верхняя одежда и плащ, то выходит, что они повторяют слова Гераклита: одно и то же будет "быть добрым" и "быть злым", добрым и не добрым, следовательно, одно и то же и доброе и не доброе, и человек и лошадь, и речь у них будет не о том, что все существующее едино, а ни о чем -- быть такого-то качества и быть в таком-то количестве окажутся одним и тем же.
Беспокоились и позднейшие философы, как бы не оказалось у них одно и то же единым и многим. Поэтому одни, как Ликофрон, опускали слово "есть", другие же перестраивали обороты речи -- например, этот человек не "есть бледный", а "побледнел", не "есть ходящий", а "ходит", -- чтобы путем прибавления [слова] "есть" не сделать единое многим, как будто [термины] "единое" и "многое" употребляются только в одном смысле.
|< Пред. 3 4 5 6 7 След. >|