Страница:
20 из 38
Несогласия некоторых мусульманских духовных толкователей и историков в этом отношении происходят потому, что они, не имея полных сведений, сплетают [40] в своем воображении обстоятельства, еще более запутывающие достоверность исторических предании. В подтверждение этого укажу на некоторые:
Катиб Челеби в Джихан-нума, печатной турецкой географии, утвердительно говорит, что Зу-л-Карнайн не Александр Македонский, а государь Йеменского Химъяра, современник Авраама, который, посетив восток и запад, основал преграду в конце вселенной, находящейся в неизвестной стране на северо-востоке. Относительно же Дербендской стены он говорит: «Не может быть, чтобы ее возвел Искендер. Она построена Ануширваном для отражения хазар и тюрок, производивших опустошения в Ширване, Армении и Азербайджане, с которыми персидские цари вели частые войны.
Впрочем, другие писатели полагают, что эту стену сперва построил Исфандийяр, сын Гиштаспа» 31. Автор. Нузхат ал-кулуб приписывает постройку стены Сохрабу, отцу Гиштаспа, а Ануширвану – только ее восстановление Странным является мнение Катиба Челеби: безо всяких доказательств он весьма решительно говорит, что считает мнение имама Фахра ад-Дина Рази, казия Бейзави и других ученых толкователей Корана ошибочным в том, что Александра они называют Зу-л-Карнайн, а Дербендскую стену преградой против Йаджуджей и Маджуджей (Гогов и Магогов), не думая впрочем, что если первоначальную постройку стены можно отнести до Ануширвана к Исфандийяру, то также точно можно отнести возведение стены и к Александру.
|< Пред. 18 19 20 21 22 След. >|