Главы о поэтике Леонида Аронзона :: Степанов А.
Страница:
81 из 135
Вот как проявляется действие подобной модификации в стихотворении «Приглашение великому поэту от еще более великого» (1966):
Поедем в Царское село,
где для Ахматовой всё жило и цвело,
где каждый куст, иль пруд, иль речка -
цитаты изроссийской речи,
туда, где алчущий орел
привязан рифмой к лету сада…
на всём свой отпечаток зада
оставив, освежим глагол.
Таким образом высокое (строки 1-6) и низкое (строка 7), прекрасное и безобразное сталкиваются, реализуя живое восприятие читателя.
В качестве примера второй разновидности безобразного, когда поэт представляет читателю образы одновременно двух планов: следующего из контекста «высокого» и традиционно «низкого», – можно назвать неоднократное упоминание паха в стихотворениях. При этом будет справедливо отметить, что если в названных выше стихотворениях «Два одинаковых сонета» и «Неушто кто-то смеет вас обнять?…» автор убедительно справляется с инерцией поэтической традиции и художественное преображение «паха» вполне состоялось, то в некоторых других текстах происходит экспериментирование на грани срыва, на грани чрезмерной материализации «низкого» образа:
Два фаллические стража
по бокам большой залупы -
то мечети пестрый купол
в дымке длинного пейзажа, -
писал Аронзон в четвертом стихотворении «Записи бесед» / 42 /.
Противостояние дегуманизированным проявлениям эстетического переживания может осуществляться также с помощью смеха. У Аронзона мы находим немало собственно комических и сатирических произведений (поэмы «Демон» и «Сельская идиллия», «Происшествие», «На лыжах», «Биографические справки о Прокофьеве», ряд шуточных стихотворений).
|< Пред. 79 80 81 82 83 След. >|