Страница:
21 из 67
- Отчего не в поле, а у господина во дворе валяешься, сердешный?
-А чо мне в поле делать? Нет у меня ни сохи, ни жита. Надумал к Митрию Флегонтычу челом ударить да в холопы записаться. Может, возьмет к себе за харчи, а я ему хоромы подновлю. Топором я поиграть любитель. Вот и жду. Да государь наш все во хмелю, недосуг ему меня принять.
- Из тяглых крестьян в холопы идти нельзя, сердешный. Кто же на государя оброк будет нести? Царь дозволил в холопы к господам набирать только вольных людишек, - строго вымолвил приказчик.
- Куда же мне деваться, батюшка? - развел руками мужик.
Приказчик приблизился к страднику, воровато оглянулся и молвил тихо:
- А ты, сердешный, к князю Андрею Андреевичу Телятевскому ступай. Князь до мужика милостив. Порядную грамотку ему напишешь, а он тебе два рубля отвалит да лошаденку с сохой даст. Заживешь вольготно.
- А как же Митрий Флегонтыч? За пожилое10 я ему задолжал. Господин наш лютый. Сыщет у твоего князя - в усмерть забьет. Я ведь ему один рубль да два алтына возвернуть должен.
- Не сыщет, сердешный. Ступай смело в княжью вотчину.
- Так ведь заповедные лета государь наш установил. Покуда нет выходу мужику, - засомневался крестьянин, скребя бороденку.
- А ты не робей, сердешный. Князь наш родом высок, будешь за ним, как за каменной стеной. А коли чего и пронюхает твой худородный государь, так наш Андрей Андреевич ему твои деньги за пожилое возвернет, - заверил мужика приказчик.
- Коли так - можно и сойти от Митрия Флегонтыча, - заявил старожилец.
|< Пред. 19 20 21 22 23 След. >|