Идеология меча. Предыстория рыцарства   ::   Флори Жан

Страница: 87 из 254

Их можно будет встретить и в других источниках, литургических и прочихтекстах.



I. Библейские первоисточники



Ветхозаветные пророки тоже адресовались к царям. Достаточно вспомнить Нафана, который облек в форму впечатляющей притчи упрек Давиду в чрезмерном стремлении к утехам в ущерб бедняку, уничтоженному царем. [224] Или Исайю, пришедшего к царю Езекии возвестить тому о приговоре Господнем и о переносе его исполнения на более поздний срок благодаря раскаянию царя. [225] Или же Иеремию, сообщившего царю Иоакиму, что его власти придет конец от руки царя Вавилонского, и причина тому — непослушание. [226]

Но слова пророков предназначались не только царю и вождям. Порой пророк обращался к собранию «вельмож», [227] и книгу древних пророков читали не всегда в узком кругу, но и публично, перед народом. [228] Когда был составлен канон священного писания — между IV и I веками до нашей эры, даже до его окончательного завершения на «соборе» в Ямнии в конце I века христианской эры, — появился обычай в день возврата евреев из изгнания, то есть утром в день Шаббат, читать в синагогах отрывки из священного текста, которые религиозные лидеры, толкователи Торы и книжники, комментировали и адресовали всему народу в форме очень подробных и точных предписаний закона. Значит, моральные призывы оказывать поддержку обездоленным — пришельцу, сироте, вдове, — относились ко всему народу .

|< Пред. 85 86 87 88 89 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]