Иконостас   ::   Флоренский Павел

Страница: 33 из 168

Апостол афористически выражает свою мысль в почти непереводимых словах: "μήΰπερφρονεινπαρ’ όδειφρονειν, άλλαφρονεινεϊςτοσωφρονειν", [ 1 ] ставя противоположными понятиями общего понятия φρονεινпонятия: ΰπερφρονεινи σωφρονειν. [ 2 ] Эти два полюса и соответствуют: первый сообразованию тела веку сему, отчего отщепляется личина; второй — преобразованию, можно добавить, "по веку будущему", и тогда начинает светиться из тела лик.

Храм есть путь горнего восхождения. Так — во времени: богослужение, это внутреннее движение, внутреннее расчленение Храма, ведет по четвертой координате глубины — горЕ. Но так же — и в пространстве: организация Храма, направляющая от поверхностных оболочек к средоточному ядру, имеет то же значение. Точнее говоря, это не то же, в смысле такой же, а буквально, нумерически то же, хотя и рассматривается в отношении других координат. Пространственное ядро Храма намечается оболочками: двор, притвор, самый Храм, алтарь, престол, антиминс, чаша, Святые Тайны, Христос, Отец. Храм, как разъяснено было ранее, есть лествица Иаковлева, и от видимого она возводит к невидимому, но весь алтарь, как целое, есть уже место невидимого, область, оторванная от мира, пространство не-от-мирное. Весь алтарь есть небо: умное, умопостигаемое место, τόποςνοερόςи даже τόποςνοητόςс "пренебесным и мысленным жертвенником". Сообразно различным символическим знаменованиям Храма, алтарь означает и есть — различное, но всегда стоящее в отношении недоступности, трансцендентности к самому Храму.

|< Пред. 31 32 33 34 35 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]