Искусство и политика   ::   Грамши Антонио

Страница: 186 из 740

Восстание Прометея «конструктивно», он именно как «homo faber», [201] сознающий самого себя и значение своего дела. Для Прометея из отрывка боги вовсе не бессмертны и не всемогущи. «Можете ль, в горсть собрав землю и твердь, вместить их в зажатую длань мою? Разлучить меня со мной самим? Иль властны меня раздвинуть, разопнуть в необъятный мир?». [202] Меркурий отвечает с презрением: «Рок! И боги тоже вассалы». [203] Но Прометей уже больше не чувствует себя счастливым в своей хижине, среди своих творений: «Здесь мой всецельный мир! Здесь чувствую я себя!». Меркурию он сказал, что в детстве осознал свое физическое существование, когда почувствовал, что его ноги держат его и что руки его протягиваются в пространстве. [204] Эпиметей обвинил его в индивидуализме, в отрицании наслаждения создавать все совместно с богами, и себе подобных, и землю, и небо. «Знаю я эту историю!» – ответил Прометей, потому что не мог больше довольствоваться всеединством, охватывавшим его снаружи, он должен создать такое единство, которое возникло бы изнутри. [205] И оно может возникнуть только из круга, заполненного его деятельностью. [206]



ФИЛОСОФИЯ БЕНЕДЕТТО КРОЧЕ [207]

Перевод Г. П. Смирнова

Введение



Общие замечания:

1) Методические замечания (ср. 1-е примечание); [208] 2) Человек, разделяющий взгляды партии: партия как практическое разрешение частных проблем, как органическая политическая программа (сотрудничество в консервативной газете «Джорнале д'Италия», «Стампа» и т. д.

|< Пред. 184 185 186 187 188 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]