Искусство и политика   ::   Грамши Антонио

Страница: 35 из 740

[15] Но теперь о таком никто и не подумает, вплоть до монахов-францисканцев, чей устав совершенно изменился даже в букве своей; тем более что среди всех орденов они деградировали куда больше по сравнению с иезуитами, доминиканцами и августинцами, то есть теми элементами монашества, которые сделали своей специальностью политику и культуру. Франциск был кометой на космическом небосклоне; но способствующий развитию фермент остался в Доминике (что и дало в результате Савонаролу) и особенно в Августине, [16] из чьего ордена вышла сначала реформация, [17] а позже янсенизм. [18] Св. Франциск не занимался богословскими умозрениями, он старался практически осуществить евангельские принципы, движение его сохраняло популярность, пока было живо воспоминание об основателе, но уже у фра Салимбене Пармского, жившего поколением позже, францисканцы изображаются как жизнелюбы. [19] Я не говорю уже о литературе на народном языке: Боккаччо – вот лучший показатель того, насколько низко орден упал в общественном мнении: все монахи у Боккаччо – францисканцы.



Из письма к ней же от 7 апреля 1930 г



«Дьявол в Понтелунго» [20] достаточно «историчен» в том смысле, что эксперимент в Баронате и эпизод в Болонье в 1874 г. [21] действительно имели место. Как во всех исторических романах на этом свете, исторически достоверно общее обрамление, а не каждый отдельный герой и каждое отдельное событие.

|< Пред. 33 34 35 36 37 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]