Исторические корни Волшебной Сказки   ::   Пропп

Страница: 125 из 700

«По-видимому, мы здесь имеем один из тех случаев, которые в ЮжнойГвинее встречаются чаще, чем в Новой Гвинее, и которые следует понимать как одержимость. Осуществление этих состояний все еще неясно. Такие люди будто бы обладают необычайными силами, они, например, в состоянии вырывать деревья» (Frobenius 1898а, 126). «В некоторых случаях как будто действительно полагают, что новообрезанный одержим духом и впадает в бешенство» (Schurtz 107). В шаманизме (связь которого с нашим обрядом могла бы составить предмет особого исследования) мы имеем то же явление. «Бурятские шаманы должны доводить себя и часто доводят до галлюцинаций и эпилептических припадков. Такие именно шаманы пользуются особым уважением и почетом у бурят» (Зеленин 1936, 314). Наконец, широкая область проявления этого экстаза – греко-римская античность. Что безумие Ореста стоит в несомненной связи с затронутым нами комплексом, мы увидим ниже. Но и другие случаи священной мания (греч.) могут быть поставлены в эту связь. В сказке безумие также встречается, но очень редко. Оно стоит в связи со зрелищем разрубленных тел. Когда мы рассмотрим мотив разрубания, мы увидим, что здесь имеется исторически засвидетельствованная связь между разрубанием и безумием в обряде. В сказке в этих случаях говорится: «А сама без ума вроде доспелась» (Ж. ст. 380) или «Вередилась – обезумела» (Онч. 45). В одной вятской сказке мотив безумия развит сильнее. Здесь говорится: «А если выслушаешь ты их три часа, не выигрыш-ша из ума – получишь гусли самопевцы даром, выиграешша – голова долой...

|< Пред. 123 124 125 126 127 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]