Исторические корни Волшебной Сказки   ::   Пропп

Страница: 669 из 700

Структуралист рассматривает всякое отдельное явление в его отношении к целому, ко всей системе, ко всем определяющим его историческим и иным связям. Следовательно, изучая композицию, структуралист никак этим ограничиться не может** . Как мы видим, для Проппа синхроническое и диахроническое рассмотрение одного явления представляют собой необходимые этапы его структурного изучения. Даже композиционно «Морфология сказки» и «Исторические корни...» связаны между собой. Так, изучение последовательности функций в «Морфологии сказки» начинается с функций отлучка, запрет и пр. В «Исторических корнях...» мы читаем: «События иногда начинаются с того, что кто-либо из старших на время отлучается из дома <...>Этим создается почва для беды» . Далее Пропп исследует запреты, связанные с отлучкой. Подобных примеров можно привести множество. Мы ограничимся только одним. В шестой главе «Морфологии сказки» рассматривается «круг действий царевны (искомого персонажа) и ее отца», включающий в себя такие действия, как задавание трудных задач, клеймление, свадьбу и т. п. Те же действия, но уже в связи с диахроническим исследованием и различными типами царевны-невесты рассматриваются и в девятой главе «Исторических корней...». Таким образом, элементы сказки, выделенные в первой работе с помощью синхронического анализа, во второй исследуются уже в историческом и генетическом аспекте.

Покажем теперь, как Пропп изучает структуру фольклорных мотивов на примере мотива змея и связанных с ним комплекса представлений. «Весь облик змея и его роль в сказке слагаются из ряда частностей.

|< Пред. 667 668 669 670 671 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]