Исторические корни Волшебной Сказки :: Пропп
Страница:
81 из 700
Здесь герою предстоит быть проглоченным, съеденным. Мы здесь не будем входить в толкование этого обряда – оно будет дано в другом месте (см. ниже, гл. VII). Но и яга, как своим жилищем, так и словами, представляется людоедкой. «Возле этого дома был дремучий лес, и в лесу на поляне стояла избушка, а в избушке жила баба-яга; никого она к себе не подпускала, и ела людей, как цыплят» (Аф. 104). «Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо верей* у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами» (104). Что дверь избушки кусается, т. е. представляет собой рот или пасть, мы уже видели выше. Таким образом, мы видим, что этот тип избушки соответствует той хате, в которой производились обрезание и посвящение. Эта хата-зверь постепенно теряет свой звериный вид. Наибольшей сопротивляемостью обладают двери:
они дольше всего сохраняют вид пасти. «Дверь к комнате Кома-коа закрывалась и открывалась как пасть». Или, перед домом стоит орел: "Берегитесь! Всякий раз, когда орел раскроет свой
___________________
* Верея – засов.
157
клюв, быстро впрыгивайте по-одному!" Или: «Сперва придется тебе пройти мимо массы крыс, а потом мимо змей. Крысы захотят тебя разорвать, змеи будут грозить проглотить тебя. Если ты счастливо пройдешь мимо них, то дверь тебя укусит» (Boas 1895, 239, 253, 118). Это сильно напоминает нам увещевание тетушки в нашей сказке.
|< Пред. 79 80 81 82 83 След. >|