История Руси и русского Слова   ::   Кожинов Вадим Валерьянович

Страница: 111 из 183

В том тексте жития, где рассказано о безоговорочном благословении святого, Мамай назван не«царем», но «князем». И для того времени это было исключительно существенным различием. «Великий князь» (а он назывался именно так) Дмитрий вышел на бой не с царем, а, собственно говоря, с самозванцем, который был заклятым врагом и самой Монгольской империи.

Как сообщается в наиболее подробных летописях (см., напр., ПСРЛ, т. XV, вып. 1), сразу после победы над Мамаем, «на ту же осень (то есть 1380 года. – В.К. ) князь великий в Орду своих киличеев (послов. – В.К. ) Толбугу да Мокшея к новому царю (имеется в виду недавно воцарившийся Тохтамыш. – В.К. ) с дары и поминки» (стб. 142). Сообщает летопись и о том, что в конце 1380 или начале 1381 года «царь Тохтамыш победи Мамая» – то есть окончательно добил его, – и «послы свои отпусти к князю Дмитрию и ко всем князьям русскым, поведая… како супротивника своего и их врага Мамая победи… Князи же русстии послов его (царя. – В.К. ) отпустиша в Орду с честию и с дары, а сами на зиму ту и на весну (1381 года. – В.К. ), за ними, отпустиша своих киличеев с многими дары ко царю Токтамышю» (стб. 141). Итак, Дмитрий Донской сообщил монгольскому царю о своей победе на Куликовом поле как о заслуге и перед ним, царем, затем царь известил князя Руси об осуществленном им окончательном разгроме Мамая и, наконец, Русь поблагодарила царя за эту его победу.

Об этих существеннейших фактах историки, как правило, полностью умалчивают, ибо они никоим образом не вписываются в предлагаемую ими картину взаимоотношений Руси и Монгольской империи.

|< Пред. 109 110 111 112 113 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]