История античной философии в конспективном изложении :: Лосев Алексей
Страница:
104 из 176
Однако историко-философская точность заставляет признать, что платонизм Плутарха скорее {описательного} или, может быть, {интуитивного} характера, что и помешало ему стать неоплатоником, то есть {диалектиком}. В описательном плане чувственно-материальный космос Плутарха весьма убедителен и даже изыскан. С такой общей интуитивной точки зрения Плутарха уже не беспокоит бездна, отделяющая материю от идеи. Никакой такой бездны у Плутарха, можно сказать, и не чувствуется в разнообразных характеристиках у него общефилософского монизма. И тем не менее все же материя и идея принципиально оказываются у него чересчур большой противоположностью, которую неизвестно чем можно было бы преодолеть. Другими словами, сверхразумное первоединство, которым прославился основатель неоплатонизма Плотин, можно сказать, почти целиком отсутствует у Плутарха. И поэтому Плутарха все же остается за[111] числить в эту переходную эпоху, между средним и поздним эллинизмом, поскольку Плотин выступит только в середине III в. н. э. 5. {Поздние платоники}, а) Поздние платоники - II - III вв. н. э. уже целиком отошли от стоического материализма, но воспользовались из/него весьма фундаментальными концепциями. В стоическом платонизме мир идей занял первостепенное место наряду с огненной пневмой, и это единство идеи и материи осознавалось чем дальше, тем глубже. Стоические категории огня, пневмы, мирового ума и мировой души, - вся эта иерархийная эманация, исходившая из номинально понимаемого огненного дыхания, в течение II и III вв. н.
|< Пред. 102 103 104 105 106 След. >|