История античной философии в конспективном изложении :: Лосев Алексей
Страница:
109 из 176
Наоборот, его объективная субстанциальность здесь только подчеркивалась. Но это не значит также и то, что исчез первоначальный стоический субъективизм с его исходным иррелевантным обоснованием. Субъективная жизнь в неоплатонизме не только осталась навсегда, но и достигла самых невероятных размеров, то есть достигла того, дальше чего уже никакая античная философия не могла продвигаться и преуспевать. Но что такое этот синтез объекта и субъекта, этот синтез природы и разума? На этот вопрос мог быть только один ответ: {человек} - вот что является сразу и одновременно как природой, так и субъективной жизнью. Но превратить философские кате[116] гории в человека так, чтобы между тем и другим возникло не только метафорическое или какое-нибудь поэтическое отождествление или хотя бы только равновесие, - это значит превратить логическую категорию в миф. Подлинный диалектический синтез объекта и субъекта есть человек; а это значит, что философия стала {мифологией}, поскольку только в мифе человеческая мысль становится реальной, материальной и природной субстанцией. Так неоплатонизм и пришел к {диалектике мифа} как к последнему синтезу всех объективных субстанциальных построений и субъективно-переживательных действий и аффектов.
|< Пред. 107 108 109 110 111 След. >|