История античной философии в конспективном изложении   ::   Лосев Алексей

Страница: 116 из 176

Но в абсолютном первоединстве существуют вполне раздельные акты полагания [124] этого единства, которые, хотя и непознаваемы, поскольку они существуют до всяких качеств, тем не менее вполне познаваемы в чисто количественном отношении. И если мы сейчас правильно анализируем учение Ямвлиха о первоединстве, то, пожалуй, нужно будет считать это учение впервые вносящим диалектическую ясность в случайные высказывания Плотина на эту тему и в методические сомнения на эту же тему у Порфирия. б) Из множества проблем, которых касался Ямвлих в своей теоретической философии, необходимо выставить также проблему {Ума}. Правда, Ямвлих здесь интересен для нас не столько своими окончательными выводами, сколько свидетельством о назревании этих окончательных выводов, в которых поэтому многое для нас остается не очень ясным. Самое важное, что мы здесь считаем нужным формулировать, - это всяческое старание Ямвлиха {внести жизнь} в эту общую и неподвижную ноуменальную область. Так, например, оказывается, что уже в самом Уме имеется свой умственный предмет, свое подражание этому предмету и живой результат этого подражания. Больше того, Ямвлих вносит в Ум самую категорию жизни, так что Ум у него, с одной стороны, есть участвуемое бытие, а с другой стороны, это участвующая в умственном предмете умственная же жизнь. Поэтому у Ямвлиха возникает необходимость формулировать эту третью, ноуменальную ступень, где бытие и жизнь сливаются в нечто целое и неделимое.

|< Пред. 114 115 116 117 118 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]