История античной философии в конспективном изложении :: Лосев Алексей
Страница:
134 из 176
Прокл весьма четко различает адрастию (неизбежность), ананку (необходимость) и хеймармену (удел) (274, 15 - 17). Все эти три категории трактуют, по Проклу, только об одном, а именно о структуре (taxis) всего существующего. Первая категория характеризует собой вечный распорядок всей ноуменальной области и характеризуется Проклом как "интеллектуальный" момент. Вторая категория уже выводит нас за пределы разума и заставляет характеризовать ее как "надкосмическую", то есть как такую, которая представляет собою обобщение всей космической жизни. И наконец, свою третью категорию судьбы Прокл именует как "внутрикосмическую". Таким образом, то, что характерно вообще для всех видов судьбы, по Проклу, - это распорядок вещей, структура бытия. Эта структура имеет свою иерархию. Высшая ее ступень гласит о необходимой последовательности в сфере чистой мысли, другая ступень - это структура космоса вообще и третья - это структура всего, что фактически совершается внутри космоса. [143] Таким образом, судьба - это и не разум, и не душа, и не космос, и не природа. Это - нераздельное тождество разумного и внеразумного начала, но данное не только в виде общего принципа, но и в виде структуры всего бытия, то есть в виде художественной концепции. 5. {Неуничтожимость для античности принципа судьбы как вообще рабовладельческого принципа}. Таким образом, понятие судьбы, собственно говоря, никогда не исчезало в античной философии.
|< Пред. 132 133 134 135 136 След. >|