История античной философии в конспективном изложении   ::   Лосев Алексей

Страница: 138 из 176

А это заставляет нас рассматривать всякую данную вещь не только как самостоятельно существующую, но и как связаннуюсо всеми другими вещами. Но даже если мы возьмем все вообще существующие вещи и получим чувственно-материальный космос, то и в этом случае вопрос "почему?" необходимым образом потребует для себя ответа. А так как ничего, кроме чувственно-материального космоса, не существует, то и все разумное, что в нем существует, и все неразумное, чего в нем не меньше, чем разумного порядка, все это объясняется только им же самим, находит причину в нем же самом. А это и значит, что интуиция вещи, лишенная элементов личности, обязательно приводит к признанию судьбы в космосе наряду с его разумным построением. г) Ко всему этому необходимо прибавить и то, что принцип разумной структуры, противостоя- --------------------------------------(1) Подробно см. А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга I, М., 1992. с. 308 - 490. (прим. ред.). [147] щей судьбе, имеет в античности еще и более широкое значение, когда он относился не к вещи, но к человеческой области. Здесь этот принцип структуры становился принципом {героизма}, и этот героизм тоже совпадал в античности с фатализмом, как мы об этом говорили в другом месте. (1) Настоящий, подлинный античный герой не только не отрицал судьбу, но, наоборот, считал себя орудием судьбы. Колебания в этом отношении стали возможными только в период разложения классики и в послеклассический период. д) Но отсюда сам собой вытекает вывод, что абсолютная скульптурность и абсолютный фатализм обязательно предполагают одно другое.

|< Пред. 136 137 138 139 140 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]