История античной философии в конспективном изложении :: Лосев Алексей
Страница:
167 из 176
У гностиков жеучение о чистой кажимости материи не скептическое, но абсолютно догматическое в своем отрицании существования материи. Это - гибель античной мысли. б) Другое, не только очень важное, но прямо-таки чудовищное, свидетельство гибели античной мысли - это проповедуемый у многих гностиков [177] {либертинизм} (от латинского слова libertas - "свобода"). Этот либертинизм проповедовал полную свободу морали от каких бы то ни было принципов, теорий, запретов и даже вообще мировоззрения. Считалось так, что если задача гностиков есть достижение знания, а знание о вещах само вовсе еще не есть вещь, то, следовательно, тот, кто обладает знанием, тем самым свободен от подчинения вещам, а значит, и от подчинения каким бы то ни было запретам, от подчинения каким бы то ни было объективным установкам действительности. Епифаний (XXIV 3) прямо утверждает, что знаменитый гностик Василид проповедовал открытый разврат. Ириней (I 13) пишет об аморальном поведении другого известного гностика - Марка. Имеется также совместное свидетельство Епифания (XXVII 4) и Иринея (I 25, 4) о либертинизме Карпократа. Но и без этих совершенно недвусмысленных свидетельств либертинизм яснейшим образом вытекает уже из первичных основ гностицизма, поскольку все софийное творение трактуется здесь одновременно и существующим вне бога, и несущим в себе все персоналистические функции, которые являются его оправданием.
|< Пред. 165 166 167 168 169 След. >|