История античной философии в конспективном изложении   ::   Лосев Алексей

Страница: 46 из 176

Именно, становилось понятным превращение этого единства и множества в единыйи уже нерасчлененный поток, в котором они хотя и разделялись, но реально существовали только в виде общего и непрерывного становления. Это - (7) {Гераклит}. Такое становление могло представлять собою форму и материю также и в специфическом виде. Но тогда уже в форме должна быть налична множественность, а в самой множественности буквально и раздельно также и сама форма. Гераклитовский нерасчлененный поток вещей представлялся здесь уже в расчлененном виде, но с учетом и даже со специальной формулировкой также и раздельности этого становления. (8) {Анаксагор} достиг этого в своем учении о гомеомериях, из которых каждая была неделимым целым, отличным от всего прочего, но в то же самое время оказывалась носителем и всех других моментов общекосмического и неразличимого становления. Таковы те восемь направлений, которые в самой яркой форме выступают при изучении материалов ранней классики. 4.{Переход к средней и зрелой классике}. Нетрудно заметить, что с философской точки зрения самым важным достижением в ранней классике была попытка охватить становящуюся материю и устойчивые формы этого становления в одно целое, причем [51] в законченном виде это можно было находить у Гераклита и Анаксагора. Здесь сам собой возникал вопрос о {диалектике}, поскольку материя и форма являются противоположностями, а чувственно-материальный космос, несмотря на это, представлял собою абсолютное единство. Но учение о единстве противоположностей мы сейчас называем диалектикой.

|< Пред. 44 45 46 47 48 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]