История русского народа в XX веке (Том 1, главы 1-38)   ::   Платонов Олег

Страница: 102 из 417



Отпадение от Православия значительной части правящего и образованного слоя (фактический отпад, не внешний, - внешне многие из них могли исправлять церковные обряды) привело к тому, что в конце XIX века главным оплотом православной веры был простой народ. Он продолжал верить так, как верили его предки. Однако неучастие в деле веры образованного слоя, его западный критический взгляд на Православие подорвали веру и в простом народе, который все в большей степени стал поддаваться западническим настроениям господ. Но и господа начинают менять свое отношение к религии, многие из них понимают свою религиозную ущербность, стремятся восстановить порванную связь с Православием. Однако стремления эти идут на западный манер в духе исканий "Философско-религиозного общества", в них чувствуется эстетство и высокомерное отношение к вере простого народа. Складывается парадоксальная ситуация: простой народ теряет веру, а образованные слои безуспешно ищут ее в каком-то религиотворчестве. "Христианство в России, как и повсюду в мире, - писал Н. Бердяев, - перестает быть народной религией по преимуществу. Народ, простецы, в значительной массе своей уходит в полупросвещение, в материализм и

*1 См.: Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского "О страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся", 1906-1907 годы.М., 1993.

118

социализм, переживает первое увлечение марксизмом, дарвинизмом и проч. Интеллигенция же, верхний культурный слой, возвращается к христианской вере...

|< Пред. 100 101 102 103 104 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]