История русского народа в XX веке (Том 1, главы 39-81) :: Платонов Олег
Страница:
680 из 698
Реально русская культура на чужбине остановилась в своем развитии и жила ностальгическими образами прошлого. Выдающиеся русские писатели и поэты Бунин, Шмелев, Зайцев, Ремизов, Цветаева создавали трогательные и глубокие произведения, имевшие на себе печать обреченности и безнадежности. Тем не менее именно за границей ощущение "национального русского" приобрело для них особое значение. Весьма характерным в этом смысле стало творчество писателя И.С. Шмелева. Современники называли его "русским из русских". Как писал И.А. Ильин: "Русский дух ответил в нем на восстание тьмы - негодованием, духовно-художественным обличением, национальным самоутверждением и мировой скорбью. Шмелев познал тьму и назвал ее по имени, заклиная ее".*1 Написанные в эмиграции его романы "Лето Гос
*1 Ильин И.А. О тьме и просветлении. Мюнхен, 1959. С.195.
872
подне" и "Богомолье" дают совершенно новое открытие России, на которую писатель глядит глазами ребенка, "младенца", познавая ее сущность, "ласку родного слова", "живого слова", "роднящую стихию". В "Солнце мертвых" Шмелев создает образ народного характера, обманутого народа, который не виноват в братоубийственной бойне. "Воспользовались, как дубиной! Убили лучшее, что в народе было... поманили вас на грабеж... а вы предали своих братьев!.. Теперь вам же на шею сели! Заплатили и вы!.. и платите!"
Сходные чувства и переживания отражаются в романе И. Бунина "Жизнь Арсеньева" и многочисленных его рассказах, написанных за границей.
|< Пред. 678 679 680 681 682 След. >|